Детское насилие в семье

Многочисленные преобразования в различных сферах жизни российского общества: экономической, социальной, политической, психологической и педагогической привели к росту агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети как самая незащищенная и уязвимая социальная группа. Во многих семьях наказание является практически единственным методом в деле воспитания детей. А по результатам социологического исследования, которое по заказу Фонда поддержки детей провел Институт социологии РАН 51,8% мам и пап вообще считают, что физическое наказание детей — это нормально, ведь около половины сегодняшних родителей в детстве сами подвергались телесным наказаниям и не считают, что совершают насилие над детьми. Так что же такое насилие, какого его влияние на психику ребенка и как отличить обычные адекватные методы в воспитании ребенка от насильственных действий над ним? Постараемся разобраться в этой проблеме более детально и рассмотрим ее с точки зрения психологии.

Насилие — это нарушение чужого поведения (Философский словарь). Нарушать чужое поведение, то есть переходить за установленные человеком и социальными нормами границы общения могут люди, которые вообще плохо чувствуют границы в общении и привыкли агрессивно защищать свои интересы. Главная цель любого насилия — это установление контроля над жертвой.

Насилие над детьми — жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физическогосексуальногоэмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями.

Насилие с точки зрения психологии – это жестокое обращение с ребенком, под которым понимается любое действие или бездействие по отношению к нему, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

По данным ВОЗ, примерно 20 % женщин и 5-10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25-50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию.

В России, по данным на 1997 год, ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, 10 % этих детей умирают от побоев, а 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. По состоянию на 2012 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершённые родителями в отношении собственных детей.

Согласно Росстату, в 2010 году в России от преступных посягательств пострадали 100 тыс. несовершеннолетних, из которых погибли 1,7 тыс., получили тяжкий вред здоровью — 2,4 тыс. В последние годы в России наблюдается снижение числа детей, пострадавших от преступлений. Так, в 2006 году их число составляло 194 тыс., из которых погибло 2,9 тыс., получило тяжкий вред здоровью — 3,0 тыс.

В США в 2011 году от жестокого обращения с детьми до 18 лет пострадало 676 569 несовершеннолетних, из них от физического насилия 118 825 детей и от сексуального насилия 61 472 детей.

 

Психологи разделяют пять видов насилия:

  1. Физическое насилие— нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми:

«Дети как источник проблем» — родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии.

«Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.

Пьянство порождает агрессию — ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Многочисленные исследования доказали, что алкоголь не является причиной насилия, но используется обидчиками в качестве оправдания агрессивного поведения.

«Неизбежность зла» — бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно широко распространено, существовало везде и всегда. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном — по официальным данным в странах СНГ в результате убийств или физического насилия ежегодно погибает более 3000 детей, это выше, чем в странах Европейского союза, где система борьбы и профилактики домашнего насилия развита очень хорошо. Этот факт еще более усугубляется тем, что в отличие от других стран, в России отсутствуют механизмы, в том числе и законодательные.

  1. Эмоциональное насилие— постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
  2. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка— отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
  3. Одним из проявлений жестокого отношения к ребенку, является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще не родился. т.е. ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
  4. Отсутствие заботы

Отсутствие заботы — это пренебрежение основными потребностями ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье, безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой. К наблюдаемым признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение ребёнком школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одежды.

Заброшенные дети могут страдать задержками физического и психосоциального развития, что может стать причиной психопатологии и нарушения нейропсихологических функций, в том числе исполнительных функций, внимания, речи, памяти и социальных навыков. По данным исследований, дети, пережившие отсутствие заботы, как правило, впоследствии не воспринимают взрослых как источник безопасности и демонстрируют повышенную агрессивность и гиперактивность, что может помешать формированию здоровой и прочной привязанности к приёмным родителям. Адаптируясь к насильственному или непостоянному родителю или опекуну, такие дети становятся настороженными и недоверчивыми; часто отмечают их неискренность и склонность к манипуляциям. Жертвы отсутствия заботы впоследствии могут испытывать трудности при завязывании и поддержании дружеских и романтических отношений в результате недостатка привязанностей в детстве.

Последствия

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практический все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями. Отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.
Защита пострадавших и предотвращение насилия

Насилие над детьми запрещено рядом международных документов и национальных законов. Российское законодательство предусматривает различные виды ответственности за жестокое обращение с детьми: административную (за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — ст. 5.35 КоАП) или уголовную (за все виды физического и сексуального насилия над детьми, например ст. 116 УК РФ (побои), ст.117 (истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 135 (развратные действия)]. Насилие над детьми также может служить основанием для привлечения родителей или лиц, их заменяющих, к гражданско-правовой ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ (лишение или ограничение родительских прав, отобрание ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью).

Во многих странах действуют социальные службы, выявляющие случаи насилия над детьми и отсутствия заботы. В России для создания такой службы есть законодательные препятствия — не ратифицированы два важнейших международных правовых документа: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000) и Конвенцию о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт23 ноября2001).

Тем не менее, в России действуют различные телефоны доверия для детей, в частности всероссийский бесплатный телефон доверия:

8 800 2000 122

Предотвращение

Согласно официальной позиции ВОЗ, для предотвращения насилия над детьми наиболее эффективны многосекторальные программы, направленные на поддержку родителей и обучение их навыкам ухода за ребёнком и его воспитания. Такие программы предполагают, в частности, посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации, а также групповые занятия для родителей, где их обучают навыкам воспитания детей, расширяют знания о развитии ребёнка, развивают стратегии позитивного обращения с детьми.

ВОЗ также рекомендует специальные программы, направленные на профилактику травм головы в результате синдрома детского сотрясения (информирование молодых родителей о синдроме детского сотрясения, проводимое в больницах до выписки новорожденного), и программы профилактики сексуального насилия над детьми (информирование детей в школах о праве собственности на своё тело, обучение распознаванию угрожающих ситуаций, обучение отказывать старшему и рассказать об инциденте заслуживающему доверие взрослому).

Психологи ГКУЗ «ВОЦМП» : Ивина М.К. Шмакова О.Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *